Память и внимание

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком.

Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Выделяют три типа памяти:

наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д.;

словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;

эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует еще разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации на:

кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;

долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.

Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть - к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято.

Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объем (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).

Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников, подростков) характерны свои особенности памяти, поэтому считаем просто необходимым познакомить вас с ними. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненного памятью в жизни.

Внимание — это форма организации познавательно деятельности. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформирования такого познавательного процесса, как внимание.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

 

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников.
В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко эмоционально.

 

С возрастом, в процессе игры, обучения, общении со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе обучения, в процессе работы могу возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение.
В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания - послепроизвольного.

Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, за поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в учебной деятельности ребенка. Кроме этого, можно определить и уровень развития свойств внимания: объема, устойчивости, распределения, переключения.

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания.

Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания - это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания - это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Игра «ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ»

При организации её дома родителями будет выглядеть следующим образом: взрослый читает какой-либо рассказ. Ребенок начинает пересказ, говорит одно предложение, следующее предложен говорит взрослый, затем опять ребенок и т.д. Затем ребенку предлагают ещё раз послушать рассказ, затем дополнить пересказ.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ ТЕКСТ»

Для проведения этой игры взрослый должен приготовить несложный рассказ, а также дать ребенку ручку и листок бумаги. Взрослый читает текст, ребенок должен его внимательно слушать. Затем просим ребенка записать все то, что запомнил. Снова зачитываем текст и вместе ребенком проверяем, как он запомнил, все правильно и точно.

Игра «УЧИМ ТЕКСТ НАИЗУСТЬ»

Взрослый дома для проведения этой игры заранее готовит какой-либо текст, это может быть недлинный рассказ, например, Чарушина. Одна минута дается ребенку на то, чтобы внимательно прочитать этот текст. Затем просим ребенка попробовать рассказать текст наизусть. Если ребенку сложно, он не справляется с заданием, то дайте ему возможность ещё раз поработать с текстом.

Игра «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ»

Будет выглядеть следующим образом: взрослый называет любое слово (например, яблоко), ребёнок должен повторить это слово и назвать любое своё. Эти два слова повторяет взрослый и называет третье, ребёнок уже повторяет три слова и называет четвёртое и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ребёнок воспроизводит услышанные слова. Игру можно проводить несколько раз.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ, РИСУЯ»

Так же успешно может быть проведена родителями. От взрослого, который выполняет роль ведущего, потребуется лишь заранее приготовить список из
20 слов, листок бумаги и ручку для ребенка. Взрослый последовательно будет называть эти слова ребенку, а тот должен как-либо зарисовать названное слово. Потом взрослый просит ребенка по порядку назвать слова. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развита память.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА»

Кто-либо из родителей просит ребенка записать на листке бумаги 20 слов, запоминая их. В этом случае развивается и зрительная, и двигательная память. Через 1 минуту взрослый должен проверить, насколько хорошо ребенок запомнил написанные им слова. Эту игру можно проводить 2-3 раза.

 

Игра «ЦВЕТА»

Может быть организована дома родителями несколько иначе. За 2 минуты ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т. д.).

Игра «ФОРМА ПРЕДМЕТОВ»

В домашних условиях будет организована аналогичным образом: взрослый предлагает ребенку за 2 минуты назвать 10 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные многогранники и др.).

Игра «ЧЕЙ ПРЕДМЕТ»

Дома родителями может быть организована несколько иначе. Опять-таки можно приготовить около 10 предметов. Раскладывая их на столе, взрослый обязательно должен сказать, кому принадлежит этот предмет (например, называет героев мультфильмов, которых ребенок хорошо знает). Ребенок должен при этом запоминать, кому принадлежит какой предмет и в какой последовательности взрослый их положил на стол. Затем просим ребенка рассказать, что он запомнил.

Игра «ПЕСНИ»

Взрослый играет вместе с ребенком. Начинает взрослый. Он поет какой-либо куплет песни. Ребенку дается задание вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно прозвучать хотя бы одно слово из предыдущей песни. На обдумывание дается 1 минута. Если ребенок справляется с заданием, следующий куплет песни снова припоминает взрослый и т.д.

Игра «ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»

При организации данной игры дома взросло должен выступить в роли танцора и в течение 15 секунд должен танцевать перед ребенком. Затем ребенок должен повторить движения взрослого как можно точнее. Взрослый оценивает двигательную память ребенка. Можно поступить и несколько иначе, показав какие-либо движения танца ребенку на видеокассете, а затем попросить его воспроизвести эти движения.

Игра «ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»

Взрослый должен будет изображать свой собственный портрет. Ребенок внимательно изучает портрет, старается запомнить все детали. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и вносит в свой портрет как можно больше изменений. Ребенку дается задание исправить все внесенные взрослым изменения.

Взрослые могут дать несколько советов младшим школьникам для того, чтобы дети пытались заняться тренировкой своей памяти:

1. Усталость и утомление - враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.

2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение. При подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся.

3. Постарайся избавиться от лени. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес.

Игра «ЧИСЛА»успешно может быть проведена в паре. Считая от 1 до 30, взрослый и ребенок называют цифры поочередно. При этом оба должны быть внимательны, вместо чисел, содержащих 3 или делящихся на 3, следует хлопать в ладоши. Тот, кто ошибается, в этой игре проигрывает. Можно провести эту игру несколько раз. Можно несколько изменить задание: например, предложить считать от 1 до 40 и не называть числа, которые содержат 4 и делятся на 4, а вместо этого, например, подпрыгнуть и сказать «Ай да я!» и т.д.

Игра «ПОЕМ ВМЕСТЕ»будет организована несколько иначе. Петь будет или один ребенок, или кем-то из родителей. Второй взрослый при этом будет выполнять роль ведущего. Ведущий объясняет, что после одного хлопка следует начинать петь, если будет два хлопка, следует продолжать петь, но уже мысленно. Один хлопок - снова надо петь вслух.

Игра «НАОБОРОТ»также может быть организована родителями с детьми дома. Кто-то из родителей становится ведущим. Именно он будет показывать какие-либо движения, а ребенок должен делать наоборот.

Игра «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ».При проведении этой игры дома взрослый должен выполнять роль ведущего, объяснить ребенку, что следует повторять все его движения, кроме одного. Следует предупредить ребенка, что он должен быть внимателен.

Игра «ПОИСК ПРЕДМЕТА».Кто-либо из родителей младшего школьника заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т.д. Ребенка попросите внимательно рассмотреть все в комнате, а затем он должен выйти из комнаты. В это время на видное место положите мелкий предмет. Ребенок, сделав один круг по комнате, должен назвать появившийся предмет.

Игра «ПИШУЩАЯ МАШИНКА»также может быть организована дома. Взрослый играет вместе с ребенком. Например, взрослый предлагает ребенку распечатать такую фразу: "Травка зеленеет, солнышко блестит". Взрослый и ребенок по очереди называют буквы, а когда надо поставить знак препинания, они должны вместе топнуть ногой, в конце строки - хлопнуть в ладоши.

Игра «НАЙДИ ОШИБКИ».При организации игры дома следует подготовить заранее какой-либо текст. Взрослый должен предупредить ребенка, чтобы тот слушал внимательно. После этого предлагают другой текст, уже с изменениями. Задача ребенка - найти и исправить все ошибочные суждения. Чем больше ошибок исправляет ребенок, тем внимательнее он слушал.

Игра «ПЕРЕДАЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ».Дома роль ведущего и двух его помощников должны сыграть члены семьи (мама, папа, бабушка). Каждый из взрослых будет зачитывать строчки из своего четверостишия. Ребенку можно дать задание сначала передать смысл четверостишия, которое читала мама, потом того, которое читал папа, а при третьем прочтении - третьего четверостишия, которое читала бабушка.

  Free joomla themes

Наши лучшие!

dsc08762.jpg

Найти на сайте

Мы онлайн!

Сейчас 76 гостей онлайн