Принципы общения взрослых с детьми

Не навязывайте себя никому, в том числе и детям.

Если не знаете, как воздействовать - остановитесь!

Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.

Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции.

Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

Не фиксируйте внимание на неудачах.

Давайте качественные оценки.

Не сравнивайте детей с кем-либо, не ставьте никого в пример.

Не выражайте свои симпатии к детям в избыточной форме.

Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка

Какой Вы родитель?

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете с детьми:

1.      Сколько раз тебе повторять!........................................................... 2 балла

2.      Посоветуйте мне пожалуйста. ....................................................... ‑

3.      Не знаю, что бы я без тебя делал(а). .............................................. 1

4.      И в кого ты только уродился! ........................................................ 2

5.      Какие у тебя замечательные друзья! ............................................. 1

6.      Ну на кого ты похож(а)! ................................................................. 2

7.      Я в твое время… ............................................................................. 2

8.      Ты моя опора и помощник(ца). ..................................................... 1

9.      Ну что за друзья у тебя! .................................................................. 2

10.  О чем ты только думаешь! ............................................................. 2

11.  Какой(ая) ты у меня умница! ......................................................... 1

12.  Как ты считаешь, сынок (доченька)? ............................................ 1

13.  У всех дети как дети, а ты? ............................................................ -

14.  Какой ты у меня сообразительный! .............................................. 1

 

А теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

7-8 баллов-        Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению личности!

9-10 баллов         -          Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

 

Детей учит то, как они живут (по книге Дороти Ло Ноубл)

 

Если ребенка постоянно критикуют, он учится осуждать других.

Если ребенка окружает вражда, он учится бороться.

Если ребенок живет в страхе, он становится опасливым.

Если ребенка окружает жалость, он учится глубоко переживать свои поступки.

Если ребенка окружают насмешки, он становится робким.

Если ребенка окружает ревность, он узнает, что такое зависть.

Если ребенок живет в стыде, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка поощряют, он приобретает уверенность в себе.

Если ребенка окружает терпимость, он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится ценить других.

Если ребенка принимают таким, какой он есть, он учится любить.

Если ребенка окружает одобрение, он начинает нравиться самому себе.

Если люди вокруг ребенка признают достижения друг друга, ребенок осознает, как хорошо быть целеустремленным.

Если окружающие делятся всем друг с другом, ребенок узнает, что такое щедрость.

Если ребенка окружают честность и справедливость, он узнает, что такое истина и справедливость.

Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить в себя и в тех, кто его окружает.

Если ребенка окружает дружелюбие, он узнает, что мир прекрасен и жить в нем хорошо.

Если жизнь ваша исполнена покоя, то и дети вокруг вас будут расти, сохраняя спокойствие души.

Общие обязательные психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей

1.      Надо устроить такое правило: "Ребенок живет, а не воспитывается". Ему нравится творить самого себя, а не быть средством для достижения ваших, пусть даже самых прекрасных целей. Никто не хочет быть средством для достижения чьих-то целей.

2.      Нельзя на детях экспериментировать, нельзя делать из них подопытных кроликов, как это нередко допускает современная педагогика. Должны быть абсолютные гарантии в целесообразности применяемых средств и методов развития ребенка.

3.      Ребенок - самое трудолюбивое, самое деятельное существо в мире. Его "рабочий день" длится ровно столько, сколько он бодрствует. Задача воспитателя - включить ребенка в развивающую и воспитательную деятельность.

4.      Нет на свете такого ребенка, у которого не было бы любимого занятия. Дети способны радоваться и получать удовольствие от выполненной ими работы. Используйте эту способность! Подготовьте такую радость. Это может быть и уборка помещения, и мытье посуды, и уход за "детьми" - игрушками, и рисунок, и лепка, и занятия физкультурой, музыкой, иностранным языком и т.п.

5.      Постарайтесь усвоить, если можно так выразиться, механизм радости. Радость - социальное свойство. Конечно, ребенок может радоваться и наедине. Но, как правило, он несет свою радость другим. Важно, чтобы его радость или успех были замечены. От того, что ребенок разделит свой восторг с родителем или сверстником, будет только польза. Поощрение вселяет уверенность, повышает статус личности, чувство собственного достоинства.

6.      Помните, что труд неотделим от наслаждения. Любые занятия детей должны сопровождаться удовольствием, точнее, развитыми формами человеческого наслаждения.

7.      Формируйте полезные потребности. Детская радость, удовольствие от завершенного дела, уместные оценки окружающих и самооценка ребенка создают основание для возникновения полезных потребностей. Чтобы потребность в труде стала органичной, необходимы многократные повторения трудовых усилий, сопровождаемых разнообразными формами удовольствия.

8.      Нельзя воспитывать, как замечал Макаренко, с поспешностью угорелой кошки. Научите ребенка терпеливо ждать. Если ребенок не включается в игру, следите за его настроением, за пробуждением желания. Это правило относится в равной степени ко всем видам деятельности.

9.      Старайтесь создать такую энергетическую атмосферу общения, которая непременно изнутри пробудит в ребенке острое желание включиться в ту или иную деятельность.

10.  Не бойтесь приласкать ребенка. Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с потребностью в ласке. Если ребенку недостает вашего теплого отношения, он неизбежно нервничает, грубит, не находит себе места. Это "нервное начало" - своеобразное требование тепла.

11.  Не бойтесь конфликтовать с детьми. Не может быть воспитания без конфликтов, как не может быть общения без разрешения противоречий. Конфликт - это столкновение взглядов, вкусов, желаний, представлений. Конфликт - всегда пересмотр чего-то, он связан с необходимостью обновления.

12.  Нельзя на продолжительное время оставлять ребенка в состоянии обиженности. Золотое правило: за конфликтом непременно должно быть солнышко! И чем оно светлее, тем больше предпосылок для подлинного воспитания.

 

Ю. Азаров,

профессор, академик
Академии творческой

  Free joomla themes

Наши лучшие!

dsc08687.jpg

Найти на сайте

Мы онлайн!

Сейчас 18 гостей онлайн