70-летию Великой Победы посвящается

КАК НАУКА КОВАЛА ПОБЕДУ

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес… 

(Ю.Поляков. «Ответ фронтовику».)

 

Прошло  70 лет с того незабываемого дня, когда наш народ впервые отпраздновал День Победы над фашистскими захватчиками. Труден был путь к этой  Победе. Прежде чем напасть на нашу страну, фашисты захватили всю Западную Европу и подчинили себе европейскую промышленность. Вся Европа кормила фашистские войска и снабжала их самым современным оружием. Казалось, что на всей земле нет такой силы, которая могла бы остановить фашизм, преградить его армиям путь к господству над миром.

        История опровергла эти прогнозы. Наш героический народ уничтожил чудовищную фашистскую военную машину и навсегда избавил человечество от фашистской диктатуры. Ни один другой народ в мире не мог бы в то время решить эту невероятно трудную историческую задачу.

               Представьте себе на мгновение, что фашизм победил, и во всем мире установился фашистский «новый порядок». Целые народы были бы поголовно истреблены.  Народы нашей страны были бы превращены в рабов, лишенных самых элементарных человеческих прав. Каждый из нас должен твёрдо помнить, чем мы обязаны погибшим в этой войне. Это они дали нам возможность нормально учиться, свободно выбирать профессию и самостоятельно строить жизнь. Не будь этой великой Победы, каждый из порабощённых  по 10-12 часов в день гнул бы спину на тяжёлых работах в фашистских трудовых лагерях, жил бы впроголодь, без малейшей надежды на нормальное питание, образование и личное счастье. Нам это трудно представить себе, но нашим  дедам и прадедам пришлось столкнуться с этой страшной возможностью лицом к лицу.

              Война предъявила к каждому жителю нашей страны предельно суровые требования, страна нуждалась в массовом героизме, и его проявляли даже дети. Мы обращаемся к своим ровесникам: «Помните о тех, кто отдал свою жизнь за эту Победу, и гордитесь ими! Помните и о тех, кто пережил эту страшную войну, и уважайте их!   Как их   мало осталось, участников Великой Отечественной войны! Мы обязаны обеспечить им достойную  жизнь».

            Героями были и те учёные, в частности учёные-математики и физики, механики, химики, которым в самые кратчайшие сроки поручалось решать сложнейшие математические  и физические  задачи, связанные с проблемами военной тактики, военной  стратегии, военной техники тех лет. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука: рождалось первое артиллерийское оружие – приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель и это далеко не весь список!

     Для решений научно-технических проблем, возникших в связи с войной и требовавших комплексного подхода, были созданы различные научно-комплексные комиссии. В годы войны присуждено около 950 Государственных премий. Среди лауреатов в области науки - ученые П.С. Александров, С.И. Вавилов, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау (физико-математические науки), М.В. Келдыш, С.А. Христианович (технические науки), А.Н. Несмеянов, Н.Д. Зелинский (химические), В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман (геолого-географические), В.Л. Комаров, К.М. Быков (биологические), В.П. Филатов, С.С. Юдин (медицинские), Б.Д. Греков, Е.В. Тарле (общественные). Среди директоров заводов, конструкторов, инженерно-технических работников - В.Г. Грабин, В.А. Дегтярев, С.А. Лавочкин, А.С. Елян, А.А. Микулин, А.Н.Туполев, А.С. Яковлев… (Материал обо всех этих ученых представлен на стендах экспозиции.)

    Война предъявила к каждому жителю нашей страны предельно суровые требования, страна нуждалась в массовом героизме, и его с честью проявили советские учёные.   

      

 



" Ленинградцы, дети мои!.."
Подвиг Ленинграда нельзя понять до конца, если не учитывать и роль ученых в его обороне. Люди науки в самых невероятных, труднейших условиях искали и находили новые средства и ресурсы для борьбы с врагом. Даже тогда, когда, казалось, все возможности физически исчерпаны... И часто совершали такое, что, казалось бы, превосходило человеческие возможности
Подробнее...
 
Реактивная установка БМ-13 «Катюша»

 

   Если бы гитлеровские оракулы повнимательнее всматривались в знаки судьбы, то наверняка 14 июля 1941 года стало бы для них знаковым днем. Именно тогда в районе железнодорожного узла Орша и переправы через реку Оршица советскими войсками впервые были применены боевые машины БМ-13, получившие в армейской среде ласковое название «Катюша».

 

Подробнее...
 
Размагничивание кораблей

 

  Академик А.П. Александров в 1937 году возглавил работы  по 

размагничиванию кораблей для их противоминной защиты,

в 1941 - 1943  г г.  продолжал  эти  работы  в  Ленинграде,  Севастополе,   Сталинграде,  ЗаполярьеГосударственная премия СССР (1942).

 

Подробнее...
 


Наши лучшие!

dsc08761.jpg

Найти на сайте

Мы онлайн!

Сейчас 44 гостей онлайн